Построение систем обязательств

 
Построение систем обязательств.

Выше нами были рассмотрены обязательственно - правовые связи, материально - финансовые связи и их совмещение.
Методы разложения обязательств на связи, методы перевода связей и техника совмещения связей используются для построения для конкретной экономической сделки полной и точной системы обязательственных связей, учитывающей как реальные, материальные связи объектов и субъектов сделки, так и объективные обязательственные ограничения, имеющиеся в данной сделке.
Смысл и существо проектирования систем обязательств состоит во "вписывании" проектируемой системы связей в существующие рамки и ограничения.
Для облегчения освоения материала рассмотрим процесс построения системы связей на примере сделки с материально - финансовыми ограничениями.

Существуют четыре промышленных предприятия - "А", "Б", "В" и "С"; "А", "Б" и "В" производят комплектующие детали для некоторого изделия.
Предприятие "С" на своих площадях из привезенных с "А", "Б" и "В" деталей собирает изделие, реализует его стороннему покупателю, и возвращает "А", "Б" и "В" стоимость поставленных ими комплектующих.

Графически система реальных материально-экономических связей по сделке изображается в виде:
24.

Детали "А", "Б" и "В" должны производить самостоятельно, и самостоятельно и одновременно должны привозить на склад "С".
Средства предназначенные для "А","Б" и "В" перечисляются со счета "С" на счета данных предприятий.
Требуется спроектировать максимальное количество различных обязательственно - правовых систем, полностью совмещенных с материально-экономической системой сделки.

Вариант 1. ("Все со всеми") Используя введенный нами ранее, способ обозначения систем обязательств в виде эллипсов получим:
25.

Изображая обязательства без разложения их на связи получим:
26.

Теперь данные обязательства рассмотрим подробнее: "Оас", "Обс", "Овс" состоят в поставке определенного количества комплектующих определенного качества в определенный срок.
"Оса", "Осб", "Осв" полностью идентичны, и состоят из взаимных обязательств по срокам поставок "С" и качеству комплектующих, а также из ответственности за нарушение сроков и качества.
Последнее важно, так как недолжные сроки и качество приведут к убыткам у остальных участников сделки.

Графически обязательства можно изобразить в виде:
27.

Замечание : Симметричные подобные обязательства и обязательственные связи здесь и далее на рисунках изображаться не будут.

Вариант 2.

("Представитель") "А","Б" и "В" для облегчения и упрощения взаимодействия с "С", выбирают из собственного состава "предприятие - представителя" - "В".
На него возлагаются функции представления интересов "А", "Б" и "В" перед "С".
В данном варианте "Б" имеет перед "С" обязательства по поставке всех деталей.
Не имеющие к "С" отношения вопросы несвоевременности поставки или недолжного качества части деталей решаются на уровне "А", "Б" и "В".

Графически система обязательств по данному варианту изображается в виде:
28.

Изображая обязательства по варианту без разложения их на связи получим:
29.

Рассмотрим данную систему обязательств подробнее.

Как и в варианте 1, взаимные обязательства поставщиков деталей "Оаб", "Обв" и "Оав" идентичны, и состоят в своевременности поставки и качестве деталей, с соответствующей возможностью требования возмещения убытков при их нарушении.

Однако, обязательства "Б" перед "С" и "С" перед "Б" отличаются от варианта 1. "Б" отвечает перед "С" за поставку всех деталей, а "С" перед "Б" за оплату всех деталей.

В случае несвоевременности поставок, либо не должного качества деталей "С" начисляет "Б" штрафы независимо от того, кто конкретно допустил нарушение.

Соответственно в связях "Б-А" и "Б-В" должна быть предусмотрена возможность регрессного транзитного взыскания предприятием "Б" с нарушителя штрафов, взысканных "С" с "Б".

Так как обязательственные связи являются вторичными, по отношению к материально-экономическим связям, обязательственные связи по данному варианту должны полностью вписываться в платежно-транспортную схему сделки.

В соответствии с этим, так как фактическое перемещение деталей производится со складов предприятий "А" и "В" на склад "С", и соответственно фактическая оплата средств производится со счета "С" на счета "А" и "В", соответствующие обязательственные связи должны предусматривать такую возможность.

Для этого, применяя рассмотренную нами ранее технику передачи связей достаточно предусмотреть в связях "С-Б" и "Б-А" возможность передачи от "Б" к "А" права исполнения обязательства "Б" перед "С" в части поставок деталей, изготавливаемых на предприятии "А".

А в связях "А-Б" и "Б-С" право получения предприятием "А" исполнения предприятием "С" обязательства перед "Б" в части оплаты деталей "А".

Так же "Б" может передать "А" право требования от "А" соответствующей оплаты.

Это может потребоваться при неоплате предприятием "С" средств за "Да".

Графически систему обязательств по данному варианту можно изобразить в виде:
30.

Пояснения:
1. Отношения "А-Б", "Б-В", "А-В" по срокам, качеству и штрафам аналогичны варианту 1.
2. "Б" перед "С" отвечает за все детали (компоненты), "С" перед "Б" - за все платежные операции.
3. Чтобы "А" могло получить $ от "С", "Б" передает "А" ППИ в части $а.
4. Чтобы "А" мог поставить компоненты "С", "Б" передает "А" ПИО в частности "Да".
5. "А" и "В" с "С" не связаны, поэтому необходимо установить ответственность "С" перед "А" и "В", за непередачу $, в связи с этим "Б" передает "А" ПТИ ($а).

Вариант 3. ("Лепестки")

"С" имеет обязательственные связи с "А", "Б" и "В" напрямую.
"А", "Б" и "В" прямых обязательственных связей между собой не имеют.

Графически система обязательств по варианту изображается в виде:
31.

С изображением обязательств получаем схему:
32.

С передачей деталей и оплатой средств проблем не возникает - обязательственно - правовые связи совпадают материально - финансовыми.

Единственная сложность возникает со взысканием штрафа по срокам и качеству деталей.

"С" напрямую связано с "А", и может напрямую взыскать с него штраф по простою сборочного оборудования.

Но Б и "В" с "А" напрямую не связаны, и в общем случае не смогут штрафами компенсировать свои убытки от неполучения средств за произведенные и отгруженные, но неоплаченные детали.

Для того, чтобы "Б" и "В" смогли получить с "А" причитающиеся им штрафы, необходимо, чтобы "А" взяло перед "С" ответственность за нарушение сроков и качества, а "С", имеющиеся по данному обязательству права требования штрафа и права его получения, вместе с правом требования должного исполнения, передало "Б" и "В", в пропорции к величине причитающегося им штрафа.

Графически систему связей по данному варианту (как всегда без указания аналогичных и симметричных связей), можно изобразить в виде:
33.

Пояснения :

1. Направления перемещения деталей и $ совпадают с направлением обязательств, следовательно передавать исполнение деталей и $ не надо.
2. "А", "Б" и "В" напрямую не связаны, следовательно передача штрафа должна идти через "С", следовательно: 1) "А", "Б" и "В" должны иметь перед "С" обязательства (соответственно штрафы) по срокам и качеству; 2) "С" в обязательстве перед "А", "Б" и "В" должен передавать ПТИ, и ППИ (штраф).
3. Содержание обязательств "А-С", "Б-С", "В-С" - идентично.

Вариант 4. ("Цепь")

В этом варианте, как и в варианте 3, система обязательств состоит только из двусторонних обязательств.

Графически вся система обязательств изображается в виде:
34.

Изображая на схеме взаимные обязательства участников сделки получаем схему:
35.

Изучим данную схему подробнее.

Как и в варианте 2, "А" отвечает перед "С" за все детали, а "С" перед "А" за всю оплату.

Для того, чтобы "Б" мог поставлять детали "С", "А" передает ПИО (Дб) по "Оас".

Для получения оплаты также передается ППИ ($б) по "Оса". С "В" ситуация чуть посложнее, но аналогична по принципу.

Чтобы "В" поставляло детали "С", "А" передает Б ПИО (Дв), а "Б" это право транзитом передает "В".

Также с оплатой, "А" передает "Б" ППИ ($в), а "Б" транзитом - "В".

Взаимные обязательства по штрафам, по срокам и качеству деталей между "А" и "В" также транзитом в обе стороны передаются через "Б".

Графически система обязательственных связей по варианту изображается в виде:
36.

Пояснения :

1. "А" связан с "С", следовательно может поставлять детали и получать $.
2. "Б" с "С" не связан, следовательно для поставки "А" должен передать "Б" ПИО (Дб); для получения денег "А" передает "Б" ПТИ, ППИ ($б).
3. "В" не связан с "С", следовательно для поставки "А" передает ПИО (Дв) "Б", а "Б" соответственно "В".
4. "В" не связан с "С", следовательно для получения $ "А" передает "Б" ПТИ, ППИ ($в), а "Б" передает их "В".

Для более качественного освоения материала предлагаем читателю самостоятельно построить систему связей для следующих случаев :

Вариант 5.
37.

Вариант 6.
38.

Вариант 7.
39.

Вариант 8.

Модифицировать рассмотренные варианты для случая, когда "С" поставляет для "Б" и "В" сырье для изготовления деталей.

Замечание : Ранее мы отмечали, что построение систем обязательств состоит во вписывании системы связей по сделке в систему материально - финансовых и обязательственных ограничений.
Рассмотренный выше пример с деталями содержал только материально - финансовые ограничения . Обязательственным ограничением могло быть например то обстоятельство , что сделка могла быть осуществлена
только с использованием существующего контракта между "С" и "В".
Как нетрудно заметить, не все из спроектированных нами вариантов систем связей вписываются в это ограничение.

Тендеры