Предприятие

 
Предприятие
Когда-то, очень давно, в древние века весь имевшийся бизнес был сосредоточен в руках определенного количества купцов, занимавшихся обменной торговлей.
Купцов знали в лицо, да и сами купцы знали друг друга.
Никаких законодательно-нормативных ограничений на торговлю не существовало, да они и не были нужны - если тот или иной купец нарушал общепринятые нормы и правила, его просто-напросто не пускали торговать в город, что означало для него полное банкротство. А иногда могли и применить более действенные меры воздействия.
Знание купца в лицо для ведения бизнеса было необходимым и достаточным, если учесть, что во всех операциях купец участвовал сам непосредственно.
Купец мог пользоваться помощью и какого ни будь помощника, который как правило брал на себя некоторые функции купца (показ товара покупателю, отпуск товара покупателю, прием оплаты, упаковка товара и т.д.) но и в этом случае все знали, что данный конкретный помощник является помощником данного конкретного купца.
Если какому ни будь купцу требовалось совершить сделку с купцом, которого он лично не знал, он знакомился с ним через общих знакомых - через купцов, которые знали обеих.
Время шло, масштабы бизнеса увеличивались и в определенный момент количество купцов и региональность их деятельности стали таковыми, что у купцов возникла потребность заключения сделок с другими купцами, которых ни они, ни их друзья не знали.
Для выхода из создавшегося положения была принята схема знакомства купцов через единый и общий в данном месте торговли порядок допуска купцов к торговле.
Он состоял в том, что власть, которой было подведомственно место торговли (порт, рынок и т.д.), собирая с торгующих купцов налог, брала на себя регулирующие функции по поддержанию в торговле порядка.
Таким образом власть в месте торговли и стала тем самым всеобщим знакомым всех купцов, торгующих в данном месте.
В случае, если какой то купец становился жертвой недобросовестных действий другого купца, он мог обратиться к этой власти за помощью.
Так появилась система государственного контроля за бизнесом. Это являлось изменением бизнеса на глобальном уровне.
На локальном уровне так же происходили перемены.
Рост масштабов бизнеса заставлял купцов привлекать в качестве помощников все большее и большее количество людей. Одновременно с этим, общественно-экономические связи данных людей с купцами стали ослабляться.
Если раньше помощник купца работал с купцом на протяжении многих лет и сопровождал купца во всех его многочисленных и многотрудных приключениях, причем не имея возможности оставить это занятие и перейти к другому (купцы знали и друг друга и помощников друг друга), то теперь новые наемные помощники могли без труда переходить на работу к другим купцам, руководствуясь при этом только экономическими соображениями.
Так возник рынок труда.
Однако это привело и к негативным последствиям. Потеря индивидуальной идентификации конкретного работника с конкретным купцом затруднила осуществление бизнеса.
На уровне натуральной обменной торговли, когда товар обменивался на товар, либо на деньги, идентификация представителя купца (да и самого купца) не была жизненно необходима.
Обмен велся "в живую" и покупателю было не столь важно, кто конкретно его осуществляет.
Однако при осуществлении сложных, длительных операций безличность сторон могла привести к полной невозможности взыскания возможных убытков.
Выход из создавшейся ситуации был найден в виде регистрации бизнеса.
Регистрировался бизнес как некоторая совокупность капитала (уставного) и купца (учредителя), в деятельности которой допустимо участие иных нежели купец лиц.
Данная совокупность и стала называться «предприятием».
Для идентификации полномочий представителя предприятия ему выдавался соответствующий документ (доверенность).
Для того, чтобы в конкретных случаях не возникал вопрос о специфичности конкретного предприятия, было принято решение унифицировать правовые параметры всех предприятий, придав им общий, универсальный статус.
Предприятие, имеющее подобный статус стало называться «юридическим лицом».
Теперь, для того, чтобы узнать, каков правовой режим деятельности конкретного предприятия и всех его работников, было достаточно узнать, является ли оно юридическим лицом или нет.
Юридическое лицо для облегчения идентификации обладает целым набором атрибутов - фирменным названием, печатью, регистрационным номером и т.д.
В настоящее время, понятие юридического лица неоправданно усложнено и запутано (существуют предприятия не являющиеся юридическими лицами и юридические лица, не являющиеся предприятиями), но в данной книге для целей ясности и единства изложения термины предприятие и юридическое лицо будут использоваться как эквивалентные.

Тендеры