Виды бюджетов и внебюджетных фондов

1Наиболее распространенным критерием классификации видов бюдже­тов (внебюджетных фондов) выступает их принадлежность к тому или иному уровню бюджетной системы РФ. По этому критерию различают:
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты. Указанные бюджеты составляются в форме годовых бюджетов - на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Под консолидированным бюджетом РФ понимается совокупность феде­рального бюджета России и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ - это бюджет субъекта РФ
"плюс" свод всех бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта. При этом бюджет субъекта РФ (реги­ональный бюджет) представляет собой форму образования и расходо­вания денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма обра­зования и расходования денежных средств, предназначенных для обес­печения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
В соответствии со статьями 13 и 17 БК РФ основными видами фондов в РФ выступают:
государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, обра­зуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Он пред­назначен для реализации конституционных прав граждан на пенсион­ное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь;
целевой бюджетный фонд - образуется в составе бюджета за счет дохо­дов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конк­ретных видов доходов или иных поступлений и исполняется по отдель­ной смете. Поэтому средства таких бюджетных фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюд­жетного фонда.
Помимо государственных внебюджетных и целевых фондов в РФ могут создаваться резервные фонды. В соответствии со ст. 81 Б К РФ в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.
Создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов
запрещается.
Распоряжение средствами резервных фондов происходит на основе нормативных актов Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления. Из этих фондов финанси­руются непредвиденные расходы, например, на проведение аварийно­восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бед­ствий и других чрезвычайных ситуаций.